С 2017 года в Казахстане начнет работать обязательное социальное медицинское страхование. В полсотне стран мира страховая медицина успешно работает десятки лет, позволяя обеспечить с одной стороны - эффективное финансирование здравоохранения, с другой возможность оказывать населению медицинскую помощь высокого качества. Что получат казахстанцы от внедрения обязательной медстраховки и чего больше в этой системе – минусов или плюсов?
Общий «котел» страховых взносов будет складываться из трех источников - государство, работодатель и сам гражданин. Финансовое участие трех сторон предполагает и справедливое разделение ответственности за такой важнейший ресурс, как здоровье человека. Теперь о цене страховки. В мире ставки разнятся: к примеру, в Германии - 14,1% от фонда оплаты труда, в Австрии - от 6,5% (фермеры) до 11% (пенсионеры), во Франции - 13,6%, в России - 5,1%. В Казахстане законодательно закреплено поэтапное повышение ставок, а их первоначальные размеры предлагается снизить более чем в 2 раза.
Первыми страховые взносы в Фонд социального медицинского страхования начнут платить работодатели в размере 1% от зарплаты работников с 1 июля 2017 года. К 2022 году их отчисления вырастут до 3%. Взносы самозанятых граждан, в числе которых индивидуальные предприниматели и люди, работающие по договорам, составят 5% от 2 МЗП или 2446 тенге тенге в месяц, и увеличиваться не будут. Выплаты в Фонд медстрахования неактивного населения или непродуктивно занятых, а это те самые домохозяйки, таксисты, владельцы мелких подсобных хозяйств, торговцы рынков, также с 2018 года составят статично 5% от 1 МЗП или 1414 тенге в месяц.
Государство начнет делать взносы за социально незащищенные слои населения с 2018 года в размере 3,75% от средней заработной платы. Список социальных групп, которым ничего не надо будет платить в Фонд медстрахования , очень широк: это и пенсионеры, и инвалиды, и дети, и студенты, и многодетные матери и женщины в декрете, и так далее — свыше 10 млн наших соотечественников.
Наемные работники начнут платить взносы с 2019 года в размере 1% от ежемесячной заработной платы с ростом до 2% в 2020 году.
Напомним, что в сентябре прошлого года в Казахстане создан Фонд социального медицинского страхования (ФСМС), который аккумулирует у себя два потока денежных средств. Бюджетные средства пойдут на оплату медицинских услуг в рамках гарантированной государством медицинской помощи, независимо от наличия страховки для всех жителей страны. В этот пакет входят профилактические прививки, скорая помощь, санитарная авиация, медицинскую помощь по экстренным показаниям, стационарная и стационарозамещающая медицинская помощь при социально значимых заболеваниях, а также при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих. Наряду с этим будет оказываться амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением для лиц, не имеющих права на медицинскую помощь в системе ОСМС, до 2020 года. Второй пакет медуслуг только для застрахованных в системе ОСМС граждан включает обширный перечень видов медицинской помощи. Это первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается в амбулаторных условиях и дневного стационара, включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, наблюдение за течением беременности, медицинские манипуляции и т.д; специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь включает профилактику, диагностику, лечение заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий; скорая медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинских организаций, в амбулаторных или стационарных условиях в случаях (несчастные случаи, травмы, отравления, внезапных острых заболеваниях), требующих срочного медицинского вмешательства; плановая медицинская помощь оказывается в стационарных условиях при заболеваниях и состояниях, не угрожающих жизни пациента; лекарственное обеспечение – при оказании амбулаторно-поликлинической помощи; сестринский уход – оказанием помощи лицам, неспособным к самообслуживанию, нуждающимся в постоянном постороннем уходе или присмотре, вследствие перенесенной болезни; паллиативная помощь – поддержание качества жизни пациентов с неизлечимыми, угрожающими жизни и тяжело протекающими заболеваниями на возможном комфортном для человека уровне.
Право на получение данного пакета предоставляется гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, являющимися участниками системы обязательного социального медицинского страхования. При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население. Работодатели - за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах, за себя.
Но, если человеку захотелось сделать зубное протезирование и даже пластическую хирургию, но для этого необходимо гражданину уже самостоятельно заключить договор со страховой компанией на добровольной основе.
В чем же плюсы для рядового казахстанца? Мы получаем возможность реального выбора медицинской организации. Причем выбирать мы будем не между районными государственными поликлиниками, а между государственными и частными. Например, сегодня стоимость договора на годовое обслуживание ребенка в возрасте до одного года в частных клиниках разнится от 130 до 300 тысяч тенге. Что входит в такой договор: годовое наблюдение врача-неонатолога (первые месяц-три после рождения на дому, далее амбулаторно), 3-5 УЗИ, осмотры и консультации узких специалистов, анализы крови и мочи, курсы массажа (не везде).
При этом, безусловно, «частники» подстраиваются под клиента - и удобное время приема подгадывают, чтобы в очереди клиенты не сидели, и узкие специалисты у них зачастую более высокого профессионального уровня, чем в обычных поликлиниках, да и в целом подход у них более клиентоориентирован и индивидуален. Но вытащить 150 тысяч из семейного бюджета за услуги врача, пусть даже и самой высокой квалификации, может себе позволить далеко не каждая семья.
Так называемые «семейные» пакеты услуг в частных клиниках - еще дороже. И если сейчас к частным врачам обращаются только когда «припекло», то со страховой медициной эта проблема снимается. Фактически казахстанец, к примеру, с зарплатой в 80 тысяч тенге, будет оплачивать в ФСМС ежемесячно 1600 тенге, то есть 19200 за весь год. Но при этом, взяв свою страховку, он может пойти в любую частную клинику к любому понравившемуся врачу - и за это не придется платить сразу из собственного кошелька, за услуги клиники заплатит фонд.
Кроме того, медстрахование предполагает и реальную конкуренцию на рынке медицинских услуг, которая безусловно подстегнет и качество оказываемой помощи. Если сегодня при старой системе финансирования государственные клиники уверены в своих доходах, и не сильно заботятся о конечных результатах лечения, создании для пациентов максимально комфортных условий, то завтра частники могут «перетянуть на себя одеяло», привлекая большее количество больных и соответственно оказывая большее количество медуслуг, которые будут покрываться из Фонда медстрахования.
Поэтому есть все основания надеяться, что через несколько лет, благодаря нынешним реформам в здравоохранении, мы все-таки сможем получить развитую медицину, квалифицированных врачей и не будем искать «по блату» хорошего педиатра, терапевта или травматолога. А главное - это не будет стоить нам огромных денег, все расходы возмещаются за счет нашей страховки.
№ |
Социальный статус |
Взнос и отчисления в системе ОСМС |
Статус в ОСМС |
1. |
Работающая категория населения |
Вы являетесь лицом, работающим по найму. За Вас с 01.07.2017 года ежемесячные взносы и отчисления в систему социального медицинского страхования будет платить работодатель! Отчисления работодателей: - 1% - с июля 2017 года;1,5% - с 2018 года, 2% - с 2020 года, 3% с 2022 года; Отчисления работников: - взносы работников: 1% - с 2019 года, 2% - с 2020 года; |
Вы застрахованы! |
2. |
дети |
Вы входите в категорию «Дети до 18 лет». Взносы и отчисления в систему социального медицинского страхования за Вас будет платить государство! |
Вы застрахованы! |
3. |
многодетные матери, награжденные подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени |
Вы входите в категорию социально-незащищенных граждан, в том числе получателям социальных выплат, взносы в систему социального медицинского страхования ежемесячно с 1 января 2018 года будет осуществлять государство! |
Вы застрахованы! |
4. |
участники и инвалиды Великой Отечественной войны |
Вы входите в категорию социально-незащищенных граждан, в том числе получателям социальных выплат, взносы в систему социального медицинского страхования ежемесячно с 1 января 2018 года будет осуществлять государство» |
Вы застрахованы! |
5. |
инвалиды |
Вы входите в категорию социально-незащищенных граждан, в том числе получателям социальных выплат, взносы в систему социального медицинского страхования ежемесячно с 1 января 2018 года будет осуществлять государство! |
Вы застрахованы! |
7. |
лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях |
Вы входите в категорию социально-незащищенных граждан, в том числе получателям социальных выплат, взносы в систему социального медицинского страхования ежемесячно с 1 января 2018 года будет осуществлять государство! |
Вы застрахованы! |
8. |
лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры |
Вы входите в категорию «Студент», «слушатели» Взносы и отчисления в систему социального медицинского страхования за Вас будет платить государство! |
Вы застрахованы! |
9. |
лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет |
Вы входите в категорию социально-незащищенных граждан, в том числе получателям социальных выплат, взносы в систему социального медицинского страхования ежемесячно с 1 января 2018 года будет осуществлять государство! |
Вы застрахованы! |
10. |
неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет |
Вы входите в категорию социально-незащищенных граждан, в том числе получателям социальных выплат, взносы в систему социального медицинского страхования ежемесячно с 1 января 2018 года будет осуществлять государство! |
Вы застрахованы! |
11. |
пенсионеры |
Вы входите в категорию социально-незащищенных граждан, в том числе получателям социальных выплат, взносы в систему социального медицинского страхования ежемесячно с 1 января 2018 года будет осуществлять государство! |
Вы застрахованы! |
12. |
лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности); |
Взносы и отчисления в систему социального медицинского страхования за Вас будет платить государство! |
Вы застрахованы! |
13. |
лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах |
Вы входите в категорию социально-незащищенных граждан, в том числе получателями социальных выплат, взносы в систему социального медицинского страхования ежемесячно с 1 января 2018 года будет осуществлять государство! |
Вы застрахованы! |
14. |
Зарегистрированные самозанятые (ИП, КХ, частные нотариусы, адвокаты, профессиональные медиаторы, частные судебные исполнители, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) |
Вы являетесь самозанятым лицом, зарегистрированным в налоговых органах. С 01.07.2017 года взносы в систему социального медицинского страхования будете платить самостоятельно! Ежемесячный размер взноса 5 % от 2-х кратного размера минимальной заработной платы (МЗП). В 2017 года размер взноса составляет 2446 тенге в месяц, за 6 мес начиная с 1 июля 2017 г -14676 т |
Вы застрахованы! |
15. |
Непродуктивно самозанятые (неактивные самозанятые) |
Вы являетесь непродуктивно самозанятым лицом, будете самостоятельно уплачивать взносы в систему обязательного социального медицинского страхования ежемесячно, с 2018 года в размере 5 % от минимальной заработной платы (МЗП). В 2018 году размер взноса составит 1414 тенге в месяц, а за год 16 970 тенге Уплачивать свои взносы можете через коммерческие банки, либо отделения "Казпочты". Причем платежи по медстрахованию можно вносить за 2-3 месяца вперед. Для определения статуса застрахованного Вам достаточно сообщить свой ИИН, придя в поликлинику или ЦОН. Напомним, что до 2020 года услуги поликлиник для Вас будут предоставляться бесплатно за счет государства, плановая стационарная помощь без страховки будет недоступна. |
Вы застрахованы! |
16. |
Зарегистрированный безработный |
Вы являетесь зарегистрированным безработным. Взносы и отчисления в систему социального медицинского страхования за Вас будет платить государство! |
Вы застрахованы! |
17. |
Статус не определен |
Ваш социальный статус не определен! Вам необходимо позаботиться о своем статусе! Если Вы считаете себя безработным, и желаете встать на учет в качестве безработного, то Вы можете обратиться в Центр занятости населения, в ЦОН или к Акиму сельского округа по месту жительства. |
Вы не застрахованы! Вам необходимо определить статус!! |
18 |
Статус не определен |
Ваш социальный статус не определен! Если Вы заняты в неформальном секторе экономики (частный извоз, строительный бизнес, услуги, торговля и т.д ), то Вам необходимо зарегистрироваться в качестве ИП. В этом случае Вы будете уплачивать взносы как ИП. Если Ваш доход составляет менее 12 МЗП в год, то Вы уплачивайте взнос как непродуктивный самозанятый |
Вы не застрахованы! Вам необходимо определить статус!! Ваш социальный статус должен быть определен, для уплаты в дальнейшем взносов и уплаты отчислений в системе ОСМС и далее - для получения медицинской помощи! |
Тезисы к презентации
по вопросу внедрения обязательного социального медицинского страхования
Министерством здравоохранения Республики Казахстан (далее – Министерство) разработаны концептуальные подходы по внедрению обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС) в Казахстане.
Анализ текущей ситуации в системе здравоохранения РК
В настоящее время в системе здравоохранения существует 3 ключевые системные проблемы:
- Отсутствие солидарности граждан и работодателей в охране здоровья. При этом бремя охраны здоровья лежит только на государстве. Гражданам характерно потребительское отношение к здравоохранению, имеется слабая приверженность к здоровому образу жизни.
- Финансовая неустойчивость системы. Недостаточно эффективная структура оказываемой медпомощи, высокая доля расходов на стационарную помощь. Высокий удельный вес теневых платежей населения (37,4% от общих расходов здравоохранения, в ОЭСР – в среднем 17%). Имеется фрагментация потоков финансовых средств.
- Неэффективное управление системой. Низкая эффективность медицинских организаций. Слабая тарифная политика и непрозрачное распределение средств. Низкий уровень качества услуг и компетенции системы.
В отрасли сохраняются основные системные риски:
- рост роста потребления услуг
- риск роста стоимости здравоохранения
- риск недостаточности государственного бюджета и возможности компенсации
- риск неэффективности – не достижения конечных результатов.
Существующие ключевые проблемы и ожидаемые системные риски требуют кардинального пересмотра модели системы здравоохранения.
Мировой опыт медицинского страхования
В мире существуют 3 глобальные модели здравоохранения:
- государственная (Великобритания, Испания, Италия, Швеция),
- общественное страхование (Германия, Франция, Бельгия),
- частное страхование (США).
Большинство стран комбинируют их, чем фокусируются на одной. Общая тенденция – конвергенция «бюджетных» и «страховых» моделей: бюджетные перенимают страховые принципы распределения средств. Страховые перенимают бюджетные принципы сбора и накопления средств.
Также в страховых системах наблюдается тенденция увеличения роли государства.
Отчетлива тенденция централизации и укрупнения фондов ОМС с целью увеличения эффективности, упрощения управления и сокращения неравномерностей распределения средств.
Мировая тенденция: почему выбран ОСМС?
Разный уровень доходов не обеспечивает гражданам равный доступ к медпомощи. Богатые добровольно не будут перечислять взносы за бедных граждан. В этой связи большинство стран ОЭСР выбрали ОСМС, которая позволяет перераспределять средства от менее нуждающихся к более нуждающимся.
Мировая тенденция: почему один Фонд?
Модель единого плательщика абсолютно доминирует в странах
Центральной и Восточной Европы и рекомендуется ВОЗ.
Преимущества модели единого закупщика:
- Обеспечение солидарности при перераспределении ресурсов от менее нуждающихся к более нуждающимся.
- Единый пакет медпомощи и равенство в доступе к нему для каждого жителя страны.
- Аккумулирование всех страховых рисков в одном фонде.
- Единые правила распределения средств по регионам и закупа медицинской помощи у поставщиков.
- Мощность переговоров в ходе стратегических закупок и возможность влияния на повышение эффективности системы здравоохранения.
- Сохранение государственной монополии как эффективного инструмента воплощения национальной политики здравоохранения.
- Более высокая эффективность (низкие административные расходы).
Исходя из анализа текущей ситуации и положительного мирового опыта, в реализацию ст.29 Конституции Республики Казахстан, 80-го шага Институциональных реформ Главы государства с 2017 года в Казахстане будет внедрена смешанная система финансирования здравоохранения.
Цели внедрения ОСМС:
- достижение общественной солидарности путем укрепления собственного здоровья и разделения бремени охраны здоровья населения;
- обеспечение финансовой устойчивости системы путем обеспечения устойчивости системы к внешним факторам и росту затрат и обеспечения прозрачности и справедливости системы;
- повышение эффективности системы через достижение конечных результатов доступности, полноты и качества услуг и обеспечения высокой компетенции, и конкурентоспособности системы.
Основными принципами систем ОСМС являются: универсальность, социальная справедливость и солидарность.
Разделение функций между Министерством здравоохранения и социального развития РК и ФСМС
При внедрении ОСМС в РК произойдет разделение функций и роли Министерства и ФСМС. Основополагающие регуляторные документы будут определены министерством, ФСМС будет аккумулировать и закупать медицинские услуги.
Государство сохраняет за собой право обеспечивать гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП): оказание медпомощи при социально значимых заболеваниях, неотложных состояниях, скорую медпомощь, санитарную авиацию и вакцинацию.
В целях обеспечения всеобщего право на охрану здоровья до 2020 года «незастрахованным» гражданам предоставляется в рамках ГОБМП амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением.
В рамках ОСМС будет предоставляться:
амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением «застрахованным» гражданам;
стационарная медпомощь;
высокотехнологические медицинские услуги,
стационарозамещающие технологий;
долгосрочный сестринский уход.
Добровольное медицинское страхование позволит полностью или частично покрывать расходы застрахованного лица на медицинское обслуживание, непредусмотренные системой ОСМС. Полис ДМС дает возможность физическим лицам или сотрудникам крупных компаний обследоваться в выбранных ими клиниках и на условиях (сервисные услуги и др) за счет страховой компании.
Источники финансирования здравоохранения при ОСМС:
- государство (3.75 % (с 01.07.17 г.) от СМЗ-2 года до 4% - 5% (с 2022 г.), за социально-незащищенные слои населения (14 категорий согласно проекта закона об ОСМС);
- работодатели (с 1% (2017 г.) от дохода до 3% (2022 г.)
- сами работники (от 1 % (2019 г.) от зарплаты до 2% (2020 г.).
От уплаты взносов в фонд ОСМС освобождаются следующие граждане:
1) дети;
2) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
3) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
4) инвалиды;
5) лица, зарегистрированные в качестве безработных;
6) лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
7) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
8) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
9) неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
10) пенсионеры;
11) военнослужащие;
12) сотрудники специальных государственных органов;
13) сотрудники правоохранительных органов;
14) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);
15) лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
При этом, за военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, сотрудников правоохранительных органов не будет перечислять взносы государство: эти категории граждан будут продолжать получать обслуживание в учреждениях ведомственной сети.
В соответствии с п.3 статьи 27 Закона от уплаты отчислений освобождаются работодатели за граждан, указанных выше.
Основные функции ОСМС:
Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) будет функционировать с 1 января 2018 года (сроки на рассмотрении) и будет выполнять функции финансового оператора по ГОБМП и Стратегического Закупщика по ОСМС.
Одним из основных функций ОСМС будет аккумулирование средств в фонде. Как показывает мировой опыт, в разных странах по-разному осуществляется сбор и контроль за поступлением средств. В Венгрии, Словении, Эстонии и Латвии это делает налоговые службы. В Литве и Польше государственные фонды социального страхования с дальнейшим перечислением в фонды ОСМС. В Германии, Молдове и Словении сами Фонды ОСМС собирают взносы.
При этом характерно, что во всех этих странах контроль за поступлением осуществляют налоговые службы.
В Казахстане Фонд СМС будет аккумулировать взносы и отчисления со стороны работников и работодателей, а также целевые трансферты для ГОБМП.
Большая часть ранее финансируемых из местного бюджета видов медпомощи будет передана в фонд – это обеспечит единство и качество процедур и потребует внесения изменений в Бюджетный кодекс в части межбюджетных отношений (изъятия и субвенции).
Взаимодействие Фонда ОСМС с Комитетом государственных доходов МФ РК
В соответствии с уже действующей в Казахстане практикой предлагается контроль за поступлениями в ФСМС закрепить за Комитетом государственных доходов – такой подход применяется во многих странах с обязательной системой общественного страхования.
Это также позволит сохранить уже выстроенную и работающую систему без создания дублирующей сети сбора взносов – меньшие административные расходы и большая эффективность.
Госкорпорация как автономная организация будет вести персонифицированный учет всех поступлений.
Обмен информацией между системами Комитета госдоходов и Госкорпорацией с предоставлением необходимых сведений будет осуществляться на ежедневной основе – для этого необходима доработка информационных систем КГД по персонифицированному учету отчислений и взносов в фонд (для контроля и мониторинга) и формирование единых платежных документов при соответствующих перечислениях.
Структура финансирования ОСМС в РК
Во многих зарубежных странах СМС не является основным источником финансирования здравоохранения. При этом практически во всех странах с СМС государство оставляет за собой финансирование расходов из госбюджета, на примере Германии, это расходы на общественное здравоохранение, образование, науку, содержание медицинских служб силовых структур, капитальные инвестиции и эксплуатационные расходы, которые составляют порядка 11% от общих расходов на здравоохранение.
Таким образом, прогноз структуры финансирования ОСМС в РК предполагает поэтапное уменьшение финансирования за счет общих налогов (ГБ на ГОБСП) с 32% в 2017 году до 10% к 2020 году, за счет взносов в ОСМС увеличение поступлений и взносов с 28% в 2017 году до 62% к 2020 году. Все это отразится на частных платежах населения, которые должны быть уменьшены с 36% в 2017 году до 25% к 2020 году.
Мировой опыт формирования пакета медицинских услуг
Пакет медицинских услуг является главным составляющим ОСМС. Мировой опыт показывает, что каждая страна формирует пакеты услуг исходя из возможности и особенности своих стран.
В Германии существует единый и широкий пакет за счет СМС. При этом имеется альтернативный пакет частного страхования, на который имеют право лица, с доходом более 49,5 тыс.Евро в год (это 11% населения страны). В Литве, Польше, Венгрии и Молдове также существует широкий единый пакет для всех застрахованных ОСМС. ДМС играет минимальную роль в этих странах.
В Нидерландах имеют два пакета в рамках ОСМС: стандартный пакет для всего населения и дополнительный пакет для лиц пожилого возраста на случаи хронических болезней, ухода и т.п.
В России принят гарантированный государством пакет для всех граждан и базовый пакет в рамках ОМС для застрахованных граждан.
В Казахстане исходя из норм Конституции определены: пакет для ГОБМП для всего населения и пакет ОСМС для застрахованных.
Во многих странах мира, пакеты услуг включают социально-значимые заболевания. При этом они в некоторых странах СЗЗ выделены отдельным перечнем. В Германии и Франции нет данных о существовании отдельного списка СЗЗ. В Литве нет отдельного списка, но они включены в пакет ОСМС, список опасных заражаемых болезней, больные которыми автоматически становятся застрахованным ОСМС, туда включены 14 нозологий.
В России список СЗЗ входит 9 болезней и отдельный список особо опасных 15 болезней. В Беларуси нет списка СЗЗ, существует список опасных инфекционных болезней из 6 нозологий. В нашей стране существует оба списка: СЗЗ – 12 болезней и ООЗ – 15 болезней. В рамках ОСМС предполагается поэтапное включение в пакет ОСМС социально-значимых заболеваний. В настоящее время все эти болезни включены в перечень ГОБМП.
Оказание экстренной медицинской помощи гражданам.
В настоящее время в РК существует перечень показаний (как больные и пострадавшие), по которым предоставляется неотложная медицинская помощь в рамках ГОБМП. Но с внедрением ОСМС состояния экстренней помощи (острые заболевания, обострения хронических болезней, роды, травмы и т.д.) исходя из положительного международного опыта будут возмещаться за счет госбюджета.
Перераспределение видов медицинской помощи в рамках ОСМС будет осуществляться из ГОБМП в СМС с учетом поэтапного повышения ставки взносов государства за экономически неактивное население.
При этом на первом этапе с 2017 по 2019 годы, за счет госбюджета будут предоставляться амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением для непродуктивно занятого населения и 10 видов социально значимых заболеваний перейдут из ГОБМП в ОСМС.
Начиная с 2019 года, с внедрением повсеместного декларирования доходов и расходов граждан будут ужесточены требования к системе ОСМС. Граждане сами начнут платить взносы в СМС (в 2019 г. -1% от дохода, с 2020 г. – 2%). Это стимулирует граждан к повышению их ответственности собственному здоровью. При этом государство поэтапно будет расширять пакет ОСМС для застрахованных граждан.
Как измениться закуп медицинских услуг в рамках ОСМС?
Сегодня Комитет оплаты медуслуг выступает как единый плательщик. Преимуществом этого являются:
- Единые правила по закупу медуслуг в рамках ЕНСЗ
- Обеспечение доступа специализированной медпомощи сельским жителям
- Оптимизация коечной мощности за счет внедрения новых технологий.
Однако такой подход имеет свои недостатки:
- Формальный подход при выборе поставщика
- Отсутствие прозрачности процесса закупок
- Высокий уровень коррупциогенности
- Отсутствие автоматизированной системы закупок
Завтра ФСМС будет выступать как Стратегический закупщик. Основными достоинствами новой системы будут являться:
- аккумулирование всех средства для закупа (ОСМС + ГОБМП);
- закуп медицинской помощи применяя отбор поставщиков и влияние на поставщиков с целью усовершенствования системы здравоохранения (оптимизация потребления и инфраструктуры);
- осуществление централизованного финансирования всех видов услуг через головной офис ФСМС;
- снижение заинтересованности местных исполнительных органов в усовершенствовании системы здравоохранения.
Однако есть один недостаток этой системы: это снижение заинтересованности местных исполнительных органов в усовершенствовании системы здравоохранения, так как все финансирование перейдет к ФСМС. Для нивелирования такого риска будут заключены соглашения/меморандумы с акимами регионов по реализации государственной политики и достижения целевых результатов и показателей здравоохранения.
Новая система закупа медицинских услуг будет функционировать следующим образом:
- выбор поставщиков и закуп медицинских услуг будет осуществляться по двух этапной модели согласно Единых правил контрактирования, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РК;
- ФСМС выступает в роли стратегического закупщика услуг как в рамках ОСМС, так и по ГОБМП;
- схема будет выстроена на основе интегрированной системы электронного здравоохранения и информационных систем всех медорганизаций - модернизация систем уже начата;
- медорганизации, не имеющие своих информационных систем и возможности их создания, получат ключи доступа в систему электронного здравоохранения для работы в ней через личный кабинет;
- тем самым, весь процесс, за исключением переговорной части, будет автоматизирован;
- сведения в едином регистре поставщиков также будут автоматически актуализироваться, в том числе при обновлении базы данных по положительным и отрицательным рейтингам поставщиков – такие рейтинги будут формироваться ФСМС по результатам оценки качества оказанных услуг;
- поставщики уникальных медицинских услуг (высокоспециализированные, высокотехнологичные) могут привлекаться вне схемы способом из одного источника.
При внедрении новой системы также был изучен передовой мировой опыт стран Европы.
Для реализации единых правил закупа и оплаты услуг, а также контроля качества, все ранее финансируемые из местного бюджета виды медпомощи будут переданы в Фонд СМС. В связи с этим требуется внести изменения в Бюджетный кодекс в части межбюджетных отношений (изъятия и субвенции).
Структура расходов республиканского бюджета и схема финансирования
Расходы республиканского бюджета в 2017 году составят 2,25 млрд.тенге (на лечение зарубеж, пропаганды ЗОЖ, медпомощь с применением инновационных технологий). Целевые текущие трансферты регионам составят 14,4 млрд.тенге (закуп вакцин, профилактика ЗОЖ). За местным бюджетом сохраняется финансирование прочих услуг и мероприятий в общем объеме 22,7 млрд.тенге (дома ребенка, спецмедснабжение, медколлледжи и др.).
Фонд СМС будет финансировать медицинские услуг в объеме 502,2 млрд.тенге, в тои числе по пакету ОСМС, как Стратегический закупщик в сумме 359,8 млрд.тенге (АПП, АЛО и СМП).
Средства ГОБМП будут профинансированы через ФСМС, как финансового оператора в сумме 142,4 млрд.тенге:
- АПП и АЛО (не имеющим право на медпомощь в ОСМС) – 10,9 млрд.тг.
- Экстренная стационарная помощь (не имеющим право на мед помощь в ОСМС) – 6,6 млрд.тг.
- Экстренная стационарная помощь (наблюдение до 24 часов, кратковременное пребывание в приемных отделениях стационаров (до 3 часов) в пилотных регионах) – 1,9 млрд.тг.
- АЛО СЗЗ – 24,5 млрд. тг.
- Онкология – 21,8 млрд. тг. (АЛО, дорогостоящие ЛС – 7,7 млрд.тг, медпомощь - 19,7 млрд.тг.).
- Медицинская помощь при СЗЗ – 47 млрд. тг.
- Скорая медпомощь и санитарная авиация – 22,9 млрд.тг.
- Прочие услуги – 8,1 млрд. тг. (производство крови, ее компонентов и препаратов – 7,3 млрд. тг., услуги ПАБ – 0,8 млрд. тг.
- Возмещение лизинговых платежей – 0,6 млрд. тенге.
Кроме того, по некоторым приоритетным направлениям изменится схема финансирования. В настоящее время определены 10 медицинских организаций, осуществляющих трансплантацию. Предлагается заключить с ними долгосрочный контракт на 3 года с условием возможности ежегодного изменения видов оказываемой помощи и цен, установленных на этот год: предлагается закупать их из одного источника на 3 года.
Также сельские районные больницы и поликлиники будут объединены в одну единую структурную единицу. Будет внедрено амбулаторное лекарственное обеспечение на уровне ПМСП. В таких организациях предлагается перейти на принцип возмещения расходов.
Новая схема оплаты медицинских услуг в рамках ОСМС
В настоящее время в РК медорганизации-контрактники ежедневно в автоматизированном режиме представляют информацию о пролеченных случаях в стационарах в формате, установленным уполномоченным органом в КОМУ. Филиалы КОМУ выборочно проверяют объем и качество услуг, принимают или не принимают к оплате. Далее филиалы предоставляют потребность средств в КОМУ МЗСР. КОМУ МЗСР направляет средства в филиалы для дальнейшего перечисления на расчетные счета медицинских организаций.
При этом такая система имеет свои недостатки:
- KOMУ оплачивается только стационарная помощь;
- некачественная оценка пролеченных случаев;
- низкая прозрачность при принятии решений и невозможность оценки эффективности использования средств;
- высокий уровень коррупциогенности;
- проблема перераспределения средств;
- высокий уровень административных расходов.
Изучив положительный международный опыт в новой системе предполагается:
- Все виды предоставляемой медицинской помощи будут финансироваться через Фонд:
- ГОБМП - все виды медпомощи (Фонд как оператор)
- OCMC - все виды медпомощи (Фонд как закупщик)
- Медорганизации-контрактники ежедневно в автоматизированном режиме будут предоставлять информацию, которая будет доступна как филиалам Фонда, так и самому Фонду. Это даст возможность проведения ежедневного мониторинга и выборочной проверки услуг, оказанных населению по всей стране.
- Общая потребность будет предоставляться в Фонд к 25 числу ежемесячно.
- Головной офис Фонда, с учетом данных филиалов и заключений соответствующих структурных подразделений Фонда, перечисляет централизованно средства на расчетные счета медицинских организаций (аналогично как сейчас по ГЦВП)
Тарифная политика при закупе медицинских услуг:
Тарифы, которые сегодня рассчитаны под государственные медорганизации и не предусматривают возмещения инвестиций, будет пересмотрены и отразят реальную структуру затрат, в том числе капитальные затраты и амортизационные отчисления, обслуживание медицинских и ИТ технологий, стоимость финансовых услуг и прочие расходы:
- это создаст возможности для развития медорганизаций, позволит перейти от практики жесткого контроля объемов к системе оперативного мониторинга;
- будет стимулировать привлечение частных медорганизаций к оказанию услуг в рамках ГОМБП и ОСМС, повысит интерес частного капитала во входе на рынок здравоохранения, в т.ч. по ГЧП;
- будет концентрировать медицинские организаций на проведение профилактики и расширение стационарозамещающей помощи.
Методы оплаты медицинских услуг будут усовершенствованы:
- первичная медико-санитарная помощь – через подушевой норматив;
- консультативно-диагностические услуги – через тарифы по видам услуг;
- скорая помощь – по числу вызовов;
- приемный покой (при доставке пациента каретой скорой помощи);
- единый усредненный тариф на расширенные консультации;
- 67% КЗГ при нахождении пациента в приемном покое не более 24 часов;
- стационарозамещающая помощь – 25% КЗГ при больничном стационаре, 17% КЗГ при домовом уходе;
- стационарная помощь – 100% КЗГ на каждый пролеченный случай.
Внедрение ОСМС позволит повысить качества оказываемых медицинских услуг. Уже создано Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг (по опыту Германии), который регулирует вопросы стандартизации клинических протоколов диагностики и лечения, медицинского образования, лекарственного обеспечения, аккредитации медицинских организаций. В данную организацию вошли представители общественности, общественных объединений медицинских организации и обществ врачей и провизоров Казахстана, представители медицинского бизнеса.
Параметры для оценки качества при внедрении ОСМС:
- Параметры для оценки качества будут пересмотрены и будут включать:
а) обеспечение безопасности пациентов;
б) клиническая эффективность;
в) экономическая эффективность;
г) достижение целевых показателей и индикаторов поставщиками медуслуг.
- ККМФД будет осуществлять гос.контроль, в т.ч.:
- контроль за соблюдением стандартов в области здравоохранения;
- проверка летальных случаев, в т.ч. по запросу ФСМС;
- проверка жалоб.
- Фонд будет осуществлять проверку на основании заключенного договора с медорганизацией, в т.ч.:
- экспертизу объемов и качества пролеченных случаев;
- экспертизу обоснованности назначения ЛС и ИМН;
- мониторинг индикаторов конечного результата деятельности поставщиков.
- По результатам проверок Фонд будет формировать базу данных медицинских организаций, имеющих положительные и отрицательные рейтинги.
О финансовой устойчивости ФСМС
Одним из основных функций ОСМС является обеспечение его финансовой устойчивости. Изучен опыт Литвы, Словакии и России, где ОМС функционирует довольно давно. Исходя из международного опыта в рамках ОСМС для обеспечения его финансовой устойчивости предусматривается:
- В рамках ОСМС для обеспечения финансовой устойчивости предусматривается:
а) взносы государства будут осуществляться от официальной средней зарплаты позапрошлого года (т.е. для 2017 года берётся показатель 2015 г.). Они дают возможность компенсировать государством потерь системы ОСМС в случаях экономического спада.
б) инвестирование на стандартный набор финансовых инструментов через Национальный банк;
в) предлагается формировать следующие резервы:
- ежемесячный неинвестируемый неснижаемый остаток в объеме не менее 50 млрд.тенге;
- резервы на покрытие непредвиденных расходов в размере 3% от объема взносов и отчислений в Фонд СМС;
- оборотные средства для покрытия ежемесячных счет-фактур, представленных за текущий месяц, после 25-го числа, а также в случаях превышения объема представленных услуг по сравнению с объемом, указанном в договоре.
При внедрении новой системы ОСМС основные функции МЗСР и его комитетов, и ФСМС будут разграничены законодательном уровне.
Все бизнес-процессы ФСМС определены и предусмотрены меры по их реализации.
Программные документы по реформированию системы здравоохранения Казахстана
Внедрение ОСМС осуществляется в комплексе с реформированием системы здравоохранения Казахстана. В январе 2016 года Главой государства Н.Назарбаевым утверждена Государственная программа развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы, где предусмотрены основные задачи и направления развития отрасли.
Также реализация нового совместного со Всемирным Банком нового проекта «Социальное медицинское страхование: повышение доступности, качества, экономической эффективности и финансовой защиты» на 2016-2020 гг. обеспечит устойчивое развитие ОСМС в Казахстане.
__________________________
Стенограмма выступления заместителя председателя Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения и социального развития Казахстана Г. Шайхыбековой на обучающем семинаре от 09.03.2017
Мое выступление в большей степени призвано осветить моменты доходов, порядков перечисления и расходной части системы медицинского страхования. Много вопросов, касающихся непосредственно не только финансовой стороны этого вопроса, но и медицинского вопроса. По этим вопросам мы готовим другой семинар.
В целом, законопроект предполагает изменения по вопросам доходов системы мед страхования. Это снижение ставок взноса в государство отчислений работодателей, пересмотр ставки объекта взносов самозанятых, расширение категорий лиц, за которые взносы осуществляет государство, введение взносов для неактивного населения, расширение плательщиков взносов. Также, по расходам медстрахования, по обеспечению военнослужащих, сотрудников специальных, правоохранительных и членов их семей, медобеспечение отдельных категорий госслужащих и сленов их семей. Изменения в перечне ГОБМП и ОСМС, организация работы Фонда социального медицинского страхования, ЛЕК-обеспечение.
Сегодня я остановлюсь только на первых двух блоках: доходы ФСМС и расходная часть.
Основные концептуальные изменения по доходам системы медстрахования, связаные с изменением ставок взносов государства, отчисление работодателя, а также взносов самозанятых. На этом слайде вы видите, что по взносам государства, максимальная ставка с 7% уменьшается до 5%. Объяснением этому является сложившаяся макроэкономическая ситуация в стране и поручение главы государства об изменении политики использования национального фонда. Расходы национального фонда в большей степени уходили на социальные выплаты. В этой связи на совете экономической политики при правительстве было принято решение снизить ставки взносов государства, в целом до 5%. Но достигать этих процентов к 2022 году. Первый год, 2018 год будет 3.75% - ровно столько, сколько на сегодняшний день заложено в законе о республиканском бюджете на 2018 год. В 2019 году планируется 4% вместо 5%, т.е. снижение на 1%, в 2020 – 4%, а с 2022 года не менее 4% но не более 5%. Эту ставку будут определять ежегодно при утверждении республиканского бюджета на соответствующие годы.
Отчисление работодателей также имеет другую максимальную ставку – 3%, вместо ранее заявленных 5%. Это это мотивированно большой нагрузкой на работодателей, во-первых потому, что не снижена ставка социального налога, во-вторых не уменьшаются требования по созданию и содержанию рабочих мест. В этой связи у них, в отличие от других плательщиков большие расходы. Увеличение нагрузки на работодателя может привести к уходу в тень, сокращению заработных плат. С учетом этих факторов было принято решение снизить ставку до 3%. Также, ставки взносов растут постепенно. В 2017 году с первого июля ставка составит 1%, в 2018-2019 годах – по 1,5%, в 2020 году – 2%, и с 2022 года – 3%.
Взносы индивидуальных предпринимателей, согласно действующему законодательству, будут расти постепенно, с 2% до 7% от дохода, или от 1 МЗП, для работающих по специальному налоговому режиму. Сегодня эта сумма составляет порядка 22 тыс. тенге. Однако, министерство национальной экономики, а также комитет госдоходов проявили озабоченность в том, что такой низкий процент взносов будет мотивировать крупных предпринимателей уходить в тень или разбивать свои компании и ТОО на мелкие ИП. Таким образом сократится общий валовый доход бюджета от индивидуального подоходного налога, а также от социального налога и от самозанятого населения. В этой связи, по аналогии с некоторыми другими налогами, министерством нацэкономики было предложено сократить ставку максимальную ставку взноса с 7% до 5%, но объект исчисления для всех одинаково выровнять до 2 МЗП. Это означает, что все ИП, частные нотариусы, профессиональные медиаторы, судебные исполнители будут платить одинаково от двух минимальных заработных плат за себя, в свою пользу. Многие ИП сейчас волнует вопрос: почему и малые, и крупные предприниматели платят одинаково, от 2 МЗП. Здесь хочу пояснить. 5% от 2 МЗП платит предприниматель за себя. Но крупные налоговые предприниматели имеют еще налоговую нагрузку за своих работников. В этой связи, в целом они находятся в равных условиях. Крупные предприниматели, также являются работодателями. Потому, они также платят отчисления работодателя. Таким образом, пересчитав нагрузку на ИП «за себя» и сравнив её со средним размером взносов за обычного работника, посчитали, что 5% от 2 МЗП – будет тождественно тем взносам, которые будет обычный работник платить из своей заработной платы, в размере 2%.
На следующем слайде показана модель разработанную на основе актуарных данных. Первые несколько колонок – взносы по редакции проекта закона на 17-20 годы. Всего доходы ОСМС в 2017 году составят 23,3 млрд, в 2018 году – 693 млрд, в 2019 – 828млрд, в 2020 – 971 млрд. Ниже указаны суммы по каждой категории взносов и по отчислениям. Сколько составят взносы государства, отчисления работодателей. При использовании этих данных обязательно надо сделать ссылку, что это данные по актуарному расчету. Также, тут присутствуют данные о том, какова доля дополнительных доходов появившихся за счет взносов и отчислений. Это – 4 категории дохода – отчисления от работодателей, взносы работников, взносы самозанятого населения и взносы неактивного населения. В 2017 году эти допдоходы, вместе с расходами государства на отрасль, в рамках ГОБМП составляют 23.3 млрд. в 2018 – 104 млрд, в 2019 – 168 млрд, в 2020 – 277 млрд. Доля этих доходов отрасли в общих доходах составляет в 1 год – 2,5%, после 10%, 14%, 22 % соттветственно. На самом деле, расходы государства остаются неизменными. Т.е., если на 2017 год государство выделило 918 млрд., то в последующие годы сумма максимально вырастает до 940 млрд. Это расходы государства. Все остальные, в том числе и индекс потребительских цен, рост населения, увеличение медуслуг – долшжны будут покрываться за счет взносов и отчислений работодателей и граждан. Как видите, доля от ВВП тех доходов, которые получит государство, не меняется. Если в 2016 году доля на ГОБМП составляла 2%. В этом году сумма составляет 1,9% от ВВП. В последующие годы эта цифра не будет превышать 2%. На самом деле, такого значительного роста мы не получаем. Далее – расчеты актуарных данных на ГОБМП и ОСМС. Доля расходов ОСМС в общих расходах отрасли составляет: в 2018 году – 69 млрд, в 2019 – 72 млрд, а в 2020 – 80 млрд. Этот рост зависит также от роста ставок взноса и увеличения доходов от взносов и отчислений.
В 14 статье Закона уточняется, что взносы должны делать работники, в том числе госслужащие, за исключением военнослужащих, сотрудников правоохранительных, специальных госорганов. Эти три категории лиц освобождаются от уплаты взносов, но имеют право на получение медицинской помощи. К 8 действующим категориям плательщиков были добавлены еще две. 9 категория – иные лица, в т.ч. самозанятое население, 10 – граждане РК, выехавшие за пределы страны. Те граждане, за которых в нашей стране не уплачиваются взносы и отчисления. Ставка их взносов составит 5% от 1МЗП. Новые категории граждан начинают платить с 1 января 2018 года.
Также, доходы ФСМС увеличатся за счет того, что предусматривается расширить перечень категорий лиц, за которые будет уплачивать взносы государство. Это: неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, их зарегестрированно порядка 75 тысяч. Таким образом, мы их идентефицируем через получение этих пособий. Но, если лицо, получающее пособие, одновременно работает, то взносы от государства прекращаются, ввиду взносов от работодателя или как от ИП. На сегодняшний день расчеты ведутся исходя из 75 тысяч получателей, однако впоследствии доходы Фонда могут сократиться, при условии что часть из этих лиц являются работающими людьми.
Следующая категория – лица завершившие обучение по очной форме в образовательных учреждениях, в течении 3-х календарных месяцев. Ранее этот срок обозначался 1 годом, после был рассмотрен вариант 6 месяцев, но в итоге был выбран срок 3 месяца, во время которого за окончившего учебное заведение взносы в Фонд производит государство.
Следующая категория – нераобтающие оралманы, в течении 1 года со дня регистрации. Решение взносов со стороны государства было выражено мнением нескольких госорганов, в том числе социальной защиты, миграции, МВД и КМБ, а также министерством образования. Это вызвано тем, что получение статуса оралмана, а также их трудоустройство, по статистике за последние несколько лет, составило около 1 года. Сам процесс настрификации документов оралмана минимально составляет около 5 мес. Ввиду этого было принято решение возможность уплаты взносов государством в течении 1 года за неработающих оралманов.
Рассматривается уплата взносов государством за иностранцев и лиц без гражданства, но проживающих на территории РК. Как идентифицировать эту категорию лиц. Государство платит только за те категории, которые определены законом, как социально уязвимые: дети, пенсионеры, инвалиды, студенты и пр.
Перечень лиц, уплату за которых выполняет государство – среди них нет отдельной категории иностранцев. На самом деле они отдельно присутствуют в каждой из представленных 14 категориях.
Я говорила, кого относить к иным лицам, в том числе к самостоятельно занятым. Мы изучили статистику, как идентифицируют лиц, которые никуда не попадают, ни под какую из ранее упомянутых категорий. В итоге получилось, что это следующие граждане.
- Неоплачиваемые работники семейных предприятий, крестьянских или фермерских хозяйств. У нас много крестьянских хозяйств, глава которых получает весь доход, но не регистрирует членов своей семьи или других работников хозяйства качестве работников. Вот за них или глава хозяйства или сами работники должны будут делать взносы в размере 5 МЗП.
2 Домохозяйки.
- Физические лица, занимающиеся личным подсобным хозяйством и производящие продукцию для собственного потребления.
- Физлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, годовой размер которых не превышает 12-кратный размер МЗП и, следовательно, не подлежащий госрегистрации в органах госдоходов и уплате налогов. То есть эти лица, которые например ведут хозяйство для продажи.
- Физлица, длительное время находящиеся в поиске работы, но не желающие регистрироваться в качестве безработных и живущие за счет сбережений.
- Др. Физлица, которые не имеют распознаваемые доходы.
По поводу граждан РК, выехавших за пределы государства, за исключением выехавших на ПМЖ. К таким относятся выехавшие на учебу, лечение, осуществление трудовой деятельности, туристической и частной деятельности, по приглашению организаций и частных лиц, служебные командировки без сохранения зарплаты и в случаях, если за эти категории лиц не в стране не уплачиваются взносы и отчисления.
Структура самозанятых, сделанная на основе статистики.
Всего самозанятого населения у нас - 2 179 000, по данным на 1 июля 2016 г. Из них работодателями являются 105.5 тыс., самостоятельные работники - 2 млн 64.6 тыс., члены кооперативов - 1.3 тыс., неоплачиваемые работники семейных предприятий - 7.8 тыс. человек. Это общее количество было разделено на 2 группы. Продуктивно самозанятые и непродуктивно самозанятые. Первые - официальные предприниматели, которые платят подоходный налог в налоговые органы, а вторые не платят. В регионах местные исполнительные органы должны идентифицировать граждан по категориям и проводить соответствующую работу.
В общей сложности для работы у фонда останется 308 тысяч человек, если налоговые и местные органы отработают механизм уплаты взносов с 1 млн. 870 тысячами человек. Если они выявят всех этих человек, то нам останется активно выявлять и мотивировать использовать ОСМС только 308 тысяч.
Предлагаю нашим акиматам в каждой области сделать такую же таблицу по своим регионам. Тогда всем будет легко работать.
Сколько будут платить наемные рабочие, предприниматели, самозанятые в разрезе 2017, 2018, 2019 и 2020 годы.
Из каких цифр мы исходили? Среднемесячная зарплата по плану социально-экономического развития страны, а расчеты сделаны с теми ставками взносов, которые указаны в проекте закона, рассматриваемого в Мажилисе.
Например: у работодателя в 2017 году средняя зарплата составляет 143 тысячи тенге. Значит за каждого работника он будет платить 1434 тенге. Если 50 работников - то 50х1434. ИП с 1 июля - по 2045 за себя. В год это составляет следующие цифры(слайд).
Например, в 2020 году наемный работник будет платить из своей зарплаты 2%. То есть работодатель будет удерживать и уплачивать. Из средней зарплаты в 166 тысяч ежемесячно будет удерживаться 3300, у работодателя будет удерживаться 3300. Государство будет платить 6000. То есть взносы из казны будут примерно одинаковы с суммой взносов работодателя и работников. И ИП платит 3088 в месяц, что почти одинаково с суммой наемного работника.
МЗП в 2020 году составит 30 886, а 2 мзп - 61 тысяча. От нее 5% - 3000. Неактивное население в два раза меньше - 1500, в год - 18 тысяч.
Часто задаваемый вопрос - какое прогнозируемое население, как оно делится по группам - ниже оно показано по годам.(слайд)
Это всё - данные актуарных рассчетов.
В 18 году ип - 702. Но вы скажете что ип у нас больше 1 млн. Но рассчет идет для того, чтобы показать доход. Не надутый, а фактический.
Мы основывались на налоговые данные, кто какой платит подоходный налог. Сколько платит ИП в пенсионные фонды и в фонд соцмед страхования. Исходч из этих данных сделали такте актуарные рассчеты.
Из неактивной категории 1млн 770 тыс, но мы говорили об 1 млн 830 тыс. Если их проработают наши соответствующие органы, то это количество может снизиться до уровня 300 тысяч.
Доход от неактивного населения мы рассчитываем не сразу 100%. Понятно, что все не придут и не заплатят эти взносы. Мы просчитали базы РСБ и АПП, выбрали, сколько было обращений эти лиц. Сопоставили с базой ГБДФЛ, идентифицировали их, и получилось что не более 3% неактивного населения обращаются за плановой стационарной помощью. Поэтому расчёты были сделаны исходя из 1% от суммы 1 млн 770 тыс.
Также, одной строкой были отмечены военнослужащие, сотрудники правоохранительных и спец органов. Это те лица, за которых взносы не будут поступать, но они состоят в общем числе населения - 18 млн, для полноты данных. Как будет исчисляться, что будет объектом исчисления, что изменилось, когда будут уплачивать, как будут сдавать отчетность те или иные лица или плательщики. ( 4 слайд.)
Гос взносы - деньги будут поступать в течение первых пяти рабочих дней нового месяца.
Физлица работодатели - изменений нет
Изменения появились во всех группах ИП. Если ранее у ИП, работающих по спец налоговому режиму, оплату необходимо было производить 2 раза в год, как предусмотрено в налоговом законодательстве, то мы сейчас указываем что с 1 янв 2018 года будут платить ежемесячно. Или могут платить авансом, как и раньше за полгода, можно за 3 месяца, за 2 месяца - как будет удобно.
Также тут(слайды) уточнили по крест. хозяйствам. В законе есть 2 нормы, и в обоих указано крест хозяйства. Мы уточняем, что одна из этих норм, когда в хозяйстве уплачивают за работников. И вторая норма, когда глава хозяйства платит сам за себя, поэтому там идут различия. Поэтому мы их показали раздельно, чтобы не было вопросов. (Слайд, 10 пункт)
При переходе на 2 пакета медпомощи - ГОБМП и ОСМС претерпели изменения 9 законов, связанных с этим. Порядок оказания медпомощи военнослужащим, сотрудникам правоохранительных и спец органов остается за счет государства. Когда обслуживаются в гражданской сети, государство возмещает фактические затраты на оказание медпомощи данным лицам. Пакет медпомощи тот же, который есть у каждого гражданина в рамках ГОБМП и пакета ОСМС. Для членов семьи также дается возможность обслуживаться и прикрепляться либо к гражданской организации, либо к военным медучреждениям. Также для членов семей военнослужащих и органов будет рассмотрена система упрощенной регистрации в центрах занятости в качестве безработного. Это связано с объективными причинами - постоянными переводами, прохождением службы в отдаленных местностях, где нет работы. Такой порядок предусмотрен в целях социальной защиты.
Также, в расходной части ОСМС предложено включить экстренную стационарную медпомощь. Разделить экстренную и плановую медпомощь - очень проблематично. В этой связи и был предложен такой вариант. Если застрахованное лицо попадает в экстренном порядке в стационар, то это оплачивается в рамках Фонда медстрахования, а если не застрахованное - оплата происходит в рамках ГОБМП, которая будет в рамках внедрения ОСМС.
ВСМП будет включаться в перечень ГОБМП в обязательном порядке. ВСМП также при онкологии, туберкулезе и других социально значимых заболеваниях будет в пакет ГОБМП, также как и для лиц, не имеющих права в системе ОСМС, на амбулаторном уровне и при экстренных случаях.
Кроме того, в проекте Закона, кроме граждан и оралманов было предложено предоставить права для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РК.
Перечень ОСМС изменился в том, что мы добавили медпомощь в экстренном порядке, и у нас высокотехнологичные медуслуги шли отдельной строкой, мы исключили. Их можно оказывать как при амбулаторно-поликлиническом так и при стационарном режиме.
Оказание медпомощи лицам без гражданства и иностранцам, постоянно проживающим на территории РК.
Этот вопрос был поднят на высоком уровне. Представители некоторых стран проводили встречи с нашим спикером, с главой государства. Этот вопрос был рассмотрен на РБК. Если закон будет принят, то ГОБМП с 1 января 2018 года будет также оказываться для иностранцев и лиц без гражданства. Почему иностранцам будут оказываться такие услуги. Для начала давайте идентифицируем кто такие иностранцы, постоянно проживающие на территории нашей страны. В соответствии со ст.4 закона о положении иностранцев, постоянно проживающими в РК считаются граждане другого государства, получившие на то разрешение и получившие документ на право постоянного проживания. Этот порядок определен правительством РК, и обязательным условием предоставления разрешения является предоставление претендующим лицом своей платежеспособности. В порядке и размерах, определяемых правительством РК. Этот порядок определен в постановлении правительства номер 1185 от 26 ноября 2003 года. Тут расписано как подтверждается платежеспособность. Во-первых, они должны обратиться с ходатайством, и предоставить соответствующие документы. Для подтверждения своей платежеспособности во время пребывания на территории РК они предоставляют в органы внутренних дел справку с банка резидента РК, подписанную председателем банка, о наличии денег на банковском счете, в сумме равной или превышающей эквивалент 20кратного МРП. Это более 2 млн тенге на каждого члена семьи. Во вторых - достаточное для покупки жилища из расчета 15 кв.м на одного члена семьи, где ходатайствующий намерен проживать. Таких лиц на сегодняшний день около 200 тысяч. Из них 34 тыс из категории социально уязвимых слоев, за которых взносы будет уплачивать государство.
Почему все иностранцы должны быть включены в этот список? Иностранцы и лица без гражданства участвуют в экономике нашей страны путем приобретения услуг, производства товаров и услуг. Они платят социальный налог, участвуют в формировании ВВП нашей страны. В других областях, кроме здравоохранения, они пользуются одинаковыми правами и несут обязательства наряду с гражданами РК. Они платят пенсионные отчисления и получают пенсию из ГНПФ. В системе соцстрахования они также платят, и получают все предусмотренные пособия. Их дети наравне с детьми граждан РК получают бесплатное образование. В этой связи только наша отрасль не предусмотрела их нахождение на территории страны. Поэтому было предложено и рассмотрено Правительством их вовлечение в систему здравоохранения нашей страны.
Тағы мақалалар...
- Бас жағына
- Артқа
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- Алға
- Аяқ жағына
4 бет. Барлығы: 7