Официальный сайт
КГП на ПХВ
"Городская поликлиника №2"

Послание
Президента

Государственные
символы

Телефон call center 504646

Prev Next
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Стенограмма  выступления заместителя председателя  Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения и социального развития Казахстана Г. Шайхыбековой на обучающем семинаре  от 09.03.2017

 

Мое выступление в большей степени призвано осветить моменты доходов, порядков перечисления и расходной части системы медицинского страхования. Много вопросов, касающихся непосредственно не только финансовой стороны этого вопроса, но и медицинского вопроса. По этим вопросам мы готовим другой семинар.

В целом, законопроект предполагает изменения по вопросам доходов системы мед страхования. Это снижение ставок взноса в государство отчислений работодателей, пересмотр ставки объекта взносов самозанятых, расширение категорий лиц, за которые взносы осуществляет государство, введение взносов для неактивного населения, расширение плательщиков взносов. Также, по расходам медстрахования, по обеспечению военнослужащих, сотрудников специальных, правоохранительных и членов их семей, медобеспечение отдельных категорий госслужащих и сленов их семей. Изменения в перечне ГОБМП и ОСМС, организация работы Фонда социального медицинского страхования, ЛЕК-обеспечение.

Сегодня я остановлюсь только на первых двух блоках: доходы ФСМС и расходная часть.

Основные концептуальные изменения по доходам системы медстрахования, связаные с изменением ставок взносов государства, отчисление работодателя, а также взносов самозанятых. На этом слайде вы видите, что по взносам государства, максимальная ставка с 7% уменьшается до 5%. Объяснением этому является сложившаяся макроэкономическая ситуация в стране и поручение главы государства об изменении политики использования национального фонда. Расходы национального фонда в большей степени уходили на социальные выплаты. В этой связи на совете экономической политики при правительстве было принято решение снизить ставки взносов государства, в целом до 5%. Но достигать этих процентов к 2022 году. Первый год, 2018 год будет 3.75% - ровно столько, сколько на сегодняшний день заложено в законе о республиканском бюджете на 2018 год.  В 2019 году планируется 4% вместо 5%, т.е. снижение на 1%, в 2020 – 4%, а с 2022 года не менее 4% но не более 5%. Эту ставку будут определять ежегодно при утверждении республиканского бюджета на соответствующие годы.

 Отчисление работодателей также имеет другую максимальную ставку – 3%, вместо ранее заявленных 5%. Это это мотивированно большой нагрузкой на работодателей, во-первых потому, что не снижена ставка социального налога, во-вторых не уменьшаются требования по созданию и содержанию рабочих мест. В этой связи у них, в отличие от других плательщиков большие расходы. Увеличение нагрузки на работодателя может привести к уходу в тень, сокращению заработных плат. С учетом этих факторов было принято решение снизить ставку до 3%. Также, ставки взносов растут постепенно. В 2017 году с первого июля ставка составит 1%, в 2018-2019 годах – по 1,5%, в 2020 году – 2%, и с 2022 года – 3%.

Взносы индивидуальных предпринимателей, согласно действующему законодательству, будут расти постепенно, с 2% до 7% от дохода, или от 1 МЗП, для работающих по специальному налоговому режиму. Сегодня эта сумма составляет порядка 22 тыс. тенге. Однако, министерство национальной экономики, а также комитет госдоходов проявили озабоченность в том, что такой низкий процент взносов будет мотивировать крупных предпринимателей уходить в тень или разбивать свои компании и ТОО на мелкие ИП. Таким образом сократится общий валовый доход бюджета от индивидуального подоходного налога, а также от социального налога и от самозанятого населения. В этой связи, по аналогии с некоторыми другими налогами, министерством нацэкономики было предложено сократить ставку максимальную ставку взноса с 7% до 5%, но объект исчисления для всех одинаково выровнять до 2 МЗП. Это означает, что все ИП, частные нотариусы, профессиональные медиаторы, судебные исполнители будут платить одинаково от двух минимальных заработных плат за себя, в свою пользу. Многие ИП сейчас волнует вопрос: почему и малые, и крупные предприниматели платят одинаково, от 2 МЗП. Здесь хочу пояснить. 5% от 2 МЗП платит предприниматель за себя. Но крупные налоговые предприниматели имеют еще налоговую нагрузку за своих работников. В этой связи, в целом они находятся в равных условиях. Крупные предприниматели, также являются работодателями. Потому, они также платят отчисления работодателя. Таким образом, пересчитав нагрузку на ИП «за себя» и сравнив её со средним размером взносов за обычного работника, посчитали, что 5% от 2 МЗП – будет тождественно тем взносам, которые будет обычный работник платить из своей заработной платы, в размере 2%.

На следующем слайде показана модель разработанную на основе актуарных данных. Первые несколько колонок – взносы по редакции проекта закона на 17-20 годы. Всего доходы ОСМС в 2017 году составят 23,3 млрд, в 2018 году – 693 млрд, в 2019 – 828млрд, в 2020 – 971 млрд. Ниже указаны суммы по каждой категории взносов и по отчислениям.  Сколько составят взносы государства, отчисления работодателей. При использовании этих данных обязательно надо сделать ссылку, что это данные по актуарному расчету. Также, тут присутствуют данные о том, какова доля дополнительных доходов появившихся за счет взносов и отчислений. Это – 4 категории дохода – отчисления от работодателей, взносы работников, взносы самозанятого населения и взносы неактивного населения. В 2017 году эти допдоходы, вместе с расходами государства на отрасль, в рамках ГОБМП составляют 23.3 млрд. в 2018 – 104 млрд, в 2019 – 168 млрд, в 2020 – 277 млрд. Доля этих доходов отрасли в общих доходах составляет в 1 год – 2,5%, после 10%, 14%, 22 % соттветственно. На самом деле, расходы государства остаются неизменными. Т.е., если на 2017 год государство выделило 918 млрд., то в последующие годы сумма максимально вырастает до 940 млрд. Это расходы государства. Все остальные, в том числе и индекс потребительских цен, рост населения, увеличение медуслуг – долшжны будут покрываться за счет взносов и отчислений работодателей и граждан. Как видите, доля от ВВП тех доходов, которые получит государство, не меняется. Если в 2016 году доля на ГОБМП составляла 2%. В этом году сумма составляет 1,9% от ВВП. В последующие годы эта цифра не будет превышать 2%. На самом деле, такого значительного роста мы не получаем. Далее – расчеты актуарных данных на ГОБМП и ОСМС. Доля расходов ОСМС в общих расходах отрасли составляет: в 2018 году – 69 млрд, в 2019 – 72 млрд, а в 2020 – 80 млрд. Этот рост зависит также от роста ставок взноса и увеличения доходов от взносов и отчислений.

В 14 статье Закона уточняется, что взносы должны делать работники, в том числе госслужащие, за исключением  военнослужащих, сотрудников правоохранительных, специальных госорганов. Эти три категории лиц освобождаются от уплаты взносов, но имеют право на получение медицинской помощи. К 8 действующим категориям плательщиков были добавлены еще две. 9 категория – иные лица, в т.ч. самозанятое население, 10 – граждане РК, выехавшие за пределы страны. Те граждане, за которых в нашей стране не уплачиваются взносы и отчисления. Ставка их взносов составит 5% от 1МЗП. Новые категории граждан начинают платить с 1 января 2018 года. 

Также, доходы ФСМС увеличатся за счет того, что предусматривается расширить перечень категорий лиц, за которые будет уплачивать взносы государство. Это: неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, их зарегестрированно порядка 75 тысяч. Таким образом, мы их идентефицируем через получение этих пособий.  Но, если лицо, получающее пособие, одновременно работает, то взносы от государства прекращаются, ввиду взносов от работодателя или как от ИП. На сегодняшний день расчеты ведутся исходя из 75 тысяч получателей, однако впоследствии доходы Фонда могут сократиться, при условии что часть из этих лиц являются работающими людьми.

Следующая категория – лица завершившие обучение по очной форме в образовательных учреждениях, в течении 3-х календарных месяцев. Ранее этот срок обозначался 1 годом, после был рассмотрен вариант 6 месяцев, но в итоге был выбран срок 3 месяца, во время которого за окончившего учебное заведение взносы в Фонд производит государство.

Следующая категория – нераобтающие оралманы, в течении 1 года со дня регистрации. Решение взносов со стороны государства было выражено мнением нескольких госорганов, в том числе социальной защиты, миграции, МВД и КМБ, а также министерством образования. Это вызвано тем, что получение статуса оралмана, а также их трудоустройство, по статистике за последние несколько лет, составило около 1 года.  Сам процесс настрификации документов оралмана минимально составляет около 5 мес. Ввиду этого было принято решение возможность уплаты взносов государством в течении 1 года за неработающих оралманов.

Рассматривается уплата взносов государством за иностранцев и лиц без гражданства, но проживающих на территории РК. Как идентифицировать эту категорию лиц. Государство платит только за те категории, которые определены законом, как социально уязвимые: дети, пенсионеры, инвалиды, студенты и пр.

Перечень лиц, уплату за которых выполняет государство – среди них нет отдельной категории иностранцев. На самом деле они отдельно присутствуют в каждой из представленных 14 категориях.

Я говорила, кого относить к иным лицам, в том числе к самостоятельно занятым. Мы изучили статистику, как идентифицируют лиц, которые никуда не попадают, ни под какую из ранее упомянутых категорий. В итоге получилось, что это следующие граждане.

  1. Неоплачиваемые работники семейных предприятий, крестьянских или фермерских хозяйств. У нас много крестьянских хозяйств, глава которых получает весь доход, но не регистрирует членов своей семьи или других работников хозяйства качестве работников. Вот за них или глава хозяйства или сами работники должны будут делать взносы в размере 5 МЗП.

2 Домохозяйки.

  1. Физические лица, занимающиеся личным подсобным хозяйством и производящие продукцию для собственного потребления.
  2. Физлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, годовой размер которых не превышает 12-кратный размер МЗП и, следовательно, не подлежащий госрегистрации в органах госдоходов и уплате налогов. То есть эти лица, которые например ведут хозяйство для продажи.
  3. Физлица, длительное время находящиеся в поиске работы, но не желающие регистрироваться в качестве безработных и живущие за счет сбережений.
  4. Др. Физлица, которые не имеют распознаваемые доходы.

По поводу граждан РК, выехавших за пределы государства, за исключением выехавших на ПМЖ. К таким относятся выехавшие на учебу, лечение, осуществление трудовой деятельности, туристической и частной деятельности, по приглашению организаций и частных лиц, служебные командировки без сохранения зарплаты и в случаях, если за эти категории лиц не в стране не уплачиваются взносы и отчисления.

 

Структура самозанятых, сделанная на основе статистики.

Всего самозанятого населения у нас - 2 179 000, по данным на 1 июля 2016 г. Из них работодателями являются 105.5 тыс., самостоятельные работники - 2 млн 64.6 тыс., члены кооперативов - 1.3 тыс., неоплачиваемые работники семейных предприятий - 7.8 тыс. человек. Это общее количество было разделено на 2 группы. Продуктивно самозанятые и непродуктивно самозанятые. Первые - официальные предприниматели, которые платят подоходный налог в налоговые органы, а вторые не платят. В регионах местные исполнительные органы должны идентифицировать граждан по категориям и проводить соответствующую работу.

В общей сложности для работы у фонда останется 308 тысяч человек, если налоговые и местные органы отработают механизм уплаты взносов с 1 млн. 870 тысячами человек. Если они выявят всех этих человек, то нам останется активно выявлять и мотивировать использовать ОСМС только 308 тысяч.

Предлагаю нашим акиматам в каждой области сделать такую же таблицу по своим регионам. Тогда всем будет легко работать.

 

Сколько будут платить наемные рабочие, предприниматели, самозанятые в разрезе 2017, 2018, 2019 и 2020 годы.

Из каких цифр мы исходили? Среднемесячная зарплата по плану социально-экономического развития страны, а расчеты сделаны с теми ставками взносов, которые указаны в проекте закона, рассматриваемого в Мажилисе.

Например: у работодателя в 2017 году средняя зарплата составляет 143 тысячи тенге. Значит за каждого работника он будет платить 1434 тенге. Если 50 работников - то 50х1434. ИП с 1 июля - по 2045 за себя. В год это составляет следующие цифры(слайд).

Например, в 2020 году наемный работник будет платить из своей зарплаты 2%. То есть работодатель будет удерживать и уплачивать. Из средней зарплаты в 166 тысяч ежемесячно будет удерживаться 3300, у работодателя будет удерживаться 3300. Государство будет платить 6000. То есть взносы из казны будут примерно одинаковы с суммой взносов работодателя и работников. И ИП платит 3088 в месяц, что почти одинаково с суммой наемного работника.

МЗП в 2020 году составит 30 886, а 2 мзп - 61 тысяча. От нее 5% - 3000. Неактивное население в два раза меньше - 1500, в год - 18 тысяч.

Часто задаваемый вопрос - какое прогнозируемое население, как оно делится по группам - ниже оно показано по годам.(слайд)

Это всё - данные актуарных рассчетов.

В 18 году ип - 702. Но вы скажете что ип у нас больше 1 млн. Но рассчет идет для того, чтобы показать доход. Не надутый, а фактический.

Мы основывались на налоговые данные, кто какой платит подоходный налог. Сколько платит ИП в пенсионные фонды и в фонд соцмед страхования. Исходч из этих данных сделали такте актуарные рассчеты.

Из неактивной категории 1млн 770 тыс, но мы говорили об 1 млн 830 тыс. Если их проработают наши соответствующие органы, то это количество может снизиться до уровня 300 тысяч.

Доход от неактивного населения мы рассчитываем не сразу 100%. Понятно, что все не придут и не заплатят эти взносы. Мы просчитали базы РСБ и АПП, выбрали, сколько было обращений эти лиц. Сопоставили с базой ГБДФЛ, идентифицировали их, и получилось что не более 3% неактивного населения обращаются за плановой стационарной помощью. Поэтому расчёты были сделаны исходя из 1% от суммы 1 млн 770 тыс.

Также, одной строкой были отмечены военнослужащие, сотрудники правоохранительных  и спец органов. Это те лица, за которых взносы не будут поступать, но они состоят в общем числе населения - 18 млн, для полноты данных. Как будет исчисляться, что будет объектом исчисления, что изменилось, когда будут уплачивать, как будут сдавать отчетность те или иные лица или плательщики. ( 4 слайд.)

Гос взносы - деньги будут поступать в течение первых пяти рабочих дней нового месяца.

Физлица работодатели - изменений нет

Изменения появились во всех группах ИП. Если ранее у ИП, работающих по спец налоговому режиму, оплату необходимо было производить 2 раза в год, как предусмотрено в налоговом законодательстве, то мы сейчас указываем что с 1 янв 2018 года будут платить ежемесячно. Или могут платить авансом, как и раньше за полгода, можно за 3 месяца, за 2 месяца - как будет удобно.

Также тут(слайды) уточнили по крест. хозяйствам. В законе есть 2 нормы, и в обоих указано крест хозяйства. Мы уточняем, что одна из этих норм, когда в хозяйстве уплачивают за работников. И вторая норма, когда глава хозяйства платит сам за себя, поэтому там идут различия. Поэтому мы их показали раздельно, чтобы не было вопросов. (Слайд, 10 пункт)

При переходе на 2 пакета медпомощи - ГОБМП и ОСМС претерпели изменения 9 законов, связанных с этим. Порядок оказания медпомощи военнослужащим, сотрудникам правоохранительных и спец органов остается за счет государства. Когда обслуживаются в гражданской сети, государство возмещает фактические затраты на оказание медпомощи данным лицам. Пакет медпомощи тот же, который есть у каждого гражданина в рамках ГОБМП и пакета ОСМС. Для членов семьи также дается возможность обслуживаться и прикрепляться либо к гражданской организации, либо к военным медучреждениям. Также для членов семей военнослужащих и органов будет рассмотрена система упрощенной регистрации в центрах занятости в качестве безработного. Это связано с объективными причинами - постоянными переводами, прохождением службы в отдаленных местностях, где нет работы. Такой порядок предусмотрен в целях социальной защиты.

Также, в расходной части ОСМС предложено включить экстренную стационарную медпомощь. Разделить экстренную и плановую медпомощь - очень проблематично. В этой связи и был предложен такой вариант. Если застрахованное лицо попадает в экстренном порядке в стационар, то это оплачивается в рамках Фонда медстрахования, а если не застрахованное - оплата происходит в рамках ГОБМП, которая будет в рамках внедрения ОСМС.

ВСМП будет включаться в перечень ГОБМП в обязательном порядке. ВСМП также при онкологии, туберкулезе и других социально значимых заболеваниях будет в пакет ГОБМП, также как и для лиц, не имеющих права в системе ОСМС, на амбулаторном уровне и при экстренных случаях.

Кроме того, в проекте Закона, кроме граждан и оралманов было предложено предоставить права для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РК.

Перечень ОСМС изменился в том, что мы добавили медпомощь в экстренном порядке, и у нас высокотехнологичные медуслуги шли отдельной строкой, мы исключили. Их можно оказывать как при амбулаторно-поликлиническом так и при стационарном режиме.

Оказание медпомощи лицам без гражданства и иностранцам, постоянно проживающим на территории РК.

Этот вопрос был поднят на высоком уровне. Представители некоторых стран проводили встречи с нашим спикером, с главой государства. Этот вопрос был рассмотрен на РБК. Если закон будет принят, то ГОБМП с 1 января 2018 года будет также оказываться для иностранцев и лиц без гражданства. Почему иностранцам будут оказываться такие услуги. Для начала давайте идентифицируем кто такие иностранцы, постоянно проживающие на территории нашей страны. В соответствии со ст.4 закона о положении иностранцев, постоянно проживающими в РК считаются граждане другого государства, получившие на то разрешение и получившие документ на право постоянного проживания. Этот порядок определен правительством РК, и обязательным условием предоставления разрешения является предоставление претендующим лицом своей платежеспособности. В порядке и размерах, определяемых правительством РК. Этот порядок определен в постановлении правительства номер 1185 от 26 ноября 2003 года. Тут расписано как подтверждается платежеспособность. Во-первых, они должны обратиться с ходатайством, и предоставить соответствующие документы. Для подтверждения своей платежеспособности во время пребывания на территории РК они предоставляют в органы внутренних дел справку с банка резидента РК, подписанную председателем банка, о наличии денег на банковском счете, в сумме равной или превышающей эквивалент  20кратного  МРП. Это более 2 млн тенге на каждого члена семьи. Во вторых - достаточное для покупки жилища из расчета 15 кв.м на одного члена семьи, где ходатайствующий намерен проживать. Таких лиц на сегодняшний день около 200 тысяч. Из них 34 тыс из категории социально уязвимых слоев, за которых взносы будет уплачивать государство.

Почему все иностранцы должны быть включены в этот список? Иностранцы и лица без гражданства участвуют в экономике нашей страны путем приобретения услуг, производства товаров и услуг. Они платят социальный налог, участвуют в формировании ВВП нашей страны. В других областях, кроме здравоохранения, они пользуются одинаковыми правами и несут обязательства наряду с гражданами РК. Они платят пенсионные отчисления и получают пенсию из ГНПФ. В системе соцстрахования они также платят, и получают все предусмотренные пособия. Их дети наравне с детьми граждан РК получают бесплатное образование. В этой связи только наша отрасль не предусмотрела их нахождение  на территории страны. Поэтому было предложено и рассмотрено Правительством их вовлечение в систему здравоохранения нашей страны.